Мы вконтакте

Лидер или менеджер?

Устойчиво сложилось мнение о том, что руководитель предприятия – лидер.
Однако между понятием  лидер и  «менеджер» - есть разница.
В современной науке об управлении тема лидерства одна из самых сложных, 
спорных и в то же время актуальных.. Актуальна она  потому,  что в современном  
мире, где конкурируют бренды, приверженность коллектива возможна только тогда, когда ее  руководитель -  лидер. Быть лидером важно еще и потому,  что как писал известный социолог Де Сваан,   в постиндустиальном обществе, командную
экономику заменила экономика переговоров.

Лидер и менеджер не одно и то же
  Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно
существует.  Первые определения «лидера» прозвучали  в трудах Аристотеля,
Платона и  Макиавелли. И  до сих пор психологи не пришли к единому мнению.  С
прошлого века  не кончается спор,  что важнее: личные качества человека или
обстоятельства?   Одни считают,  что эффект лидерства заключен в харизме, 
другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек, 
- именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Долгое время в среде
управленцев  было популярно высказывание Наполеона. Он говорил, что  люди с
высоким интеллектом и большим количеством энергии должны становиться 
генералами, люди с высоким интеллектом и небольшим количеством энергии –
штабными. Люди с низким интеллектом и небольшим количеством энергии 
должны отправляться  в кавалерию, а люди с низким интеллектом и большим
количеством энергии в пехоту – это самые опасные люди, их нужно отстреливать.
Что же такое лидер в современном понимании? - Слово лидер мы зачастую 
употребляем, имея в виду позицию, роль человека в определенной системе, 
должность на предприятии. Однако человек, занимающий роль управленца,  может
и не обладать лидерскими навыками. В то же время  любой из сотрудников, не 
наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером и оказать  влияние на психологический климат, т.е. быть тем человеком, который может  повести за собой коллектив,
Поэтому  лидерство – не имеет отношения к занимаемой  должности, а сама по себе должность никогда не сделает из управленца  истинного лидера.
Лидерство в переводе  с англосаксонского означает « идти впереди»  -  это  способность вести за собой людей  в достижение определенной
цели. И если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством
других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить
эту задачу. Эффективное  лидерство это некая магия, контакт души одного человека с душами многих. Последние исследования  психологов говорят о том, что для того, чтобы быть действительно лидером важны  четыре составляющих:  быть в гармонии  с самим собой, уметь конструктивно общаться с другими людьми, иметь системное видение и правильно ставить цели. От того, какие цели ставить руководитель, зависит уровень его лидерства. 
Цели  определяют предназначение  лидера 
 В конце 80-х американский психолог Николс заявил, что большая часть путаницы
в исследованиях по поводу лидерства  произошла именно потому, что не
учитывался тот факт, что в зависимости от цели лидеры могут быт трех уровней:
мета-, макро- и микроуровня. Лидеры микроуровня окружают нас:  это те люди,
которые занимаются выполнением конкретной работы или задачи. Перед ними
стоит цель – им  нужно найти  стиль управления коллективом.
Макролидеры  не просто организовывают предприятие и ищут пути его
построения, они  работают ради будущего, создавая определенную культуру. Ярким
представителем такого лидерства является Воган Билз – менеджер компании
«Харли Дэвидсон», который создал «дух Харли»,  увеличив долю компании на
американском рынке с 6% до 54%. Организовав международный клуб байкеров,  
члены правления компании стали сами принимать участие в ралли, культивируя
образ  жизни: «Движение все, конечная цель – ничто».
 Металидерство – можно сравнить с  созданием нового мира, к которому
принадлежат  большие группы людей, и  появляются последователи – энтузиасты.
Лидер такого уровня должен обладать видением. Известным ярким примером   металидера является  Махатма Ганди, в бизнесе -  Уолд Дисней, создавший мир
семейного счастья,  ценности которого до сих пор определяют компанию.  Таким
лидером сегодня является  Бил Гейтс -  признанный гуру компьютерных и
информационных технологий. Один из примеров создания им нового мира является
его книга «Дорога вперед», благодаря которой каждый сотрудник «Майкрософт»
знает в чем цель компании, и в чем ее культура. Однако это не значит, что металидеры только фигуры  большой политики или брендинга.
Какой стиль лучше?
Стиль - еще один спорный вопрос лидерства.  Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный,
попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от
попустительского. Всем хочется  быть командным управленцем и никому –
авторитарным. На самом деле опытный управленец знает, что  каждому стилю
всегда есть свое место и нужно владеть всеми тремя. Это подтверждают и
современные исследователи лидерства, которые  обратили внимание на то, что у
каждого лидера свой индивидуальный стиль управления. Как пишут психологи,
стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое
взаимодействие его навыков и потребностей.  С этой точки зрения  управление
можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях.
 Найдены сегодня ответы и на вопросы: чем отличается хороший руководитель от
плохого? В чем секрет успешных лидеров? -  В системности. Об этом говорят все 
последние исследования. Если системный подход и системное мышление  лежит в
основе современных направлений психологии и маркетинга, то в управлении
персоналом его до недавнего прошлого  не применяли, впрочем, так же как и
теорию поставки целей.
Сегодня, говоря о лидерстве, подразумевают, что  лидер никогда  не существует
сам по себе - вне ситуации и вне окружающих его людей. Лидерство – это выбор
цели в  динамичной системе взаимоотношений, где  стиль руководства выбирается
на стыке всех  составляющих систему частей: личная коммуникативная
компетентность лидера, сотрудники – исполнители идей, целевая аудитория –
последователи идей, условия внешней среды ( политические, экономические ,
социальные) .  При этом как лидер,  так и система непрерывно влияют друг на друга
и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не
существует - не существует застывших отношений, каждый раз это движение,
творчество,  вектор которого направлен в будущее.
Согласно теории «Большая пятерка» бизнес психолога Роберта Хогана  лидер
должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне,  готовностью искать
согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту.
«Новый подход лидерства изучает как некоторые люди – настоящие лидеры –
силой своего характера производят потрясающий эффект на своих последователей,
- утверждает известный  бизнес психолог Манфред Кэде Ври. – Суть его в том, что
он рассматривает то,  как  эти лидеры влияют на мировоззрение служащих
компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании и
создавая приверженность миссии, целям и стратегии компании, получая, таким
образом, отличные результаты работы. Наиболее эффективные руководители
обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость .
готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ». Т.е.  речь уже идет о том, что  
вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении
в будущее.
Судить об  успешности управленца, как лидера, -   несложно. Это видно по глазам
его сотрудников: если они горят и  люди верят в  боса и его идею, берут с него 
пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные  каждый раз входят в кабинет
начальника затаив дыхание: «шеф вызвал..», боятся совершить ошибку, под угрозой
штрафов и увольнения - руководитель  администратор, с авторитарным  стилем
управления.   Зачастую, считают, что командный  стиль руководства определяется 
тем,  что  решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это
ошибочное мнение.  Командность определяется тем,  насколько персонал, начиная
от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько
на верхних уровнях компании  умеют слышать и понимать то, что происходит на
нижних.  Это  именно то,  что сегодня зарубежные специалисты по брендингу 
называют «духовным менеджментом».      
«Компаниям  недостает не способных сотрудников,  а умения лидеров вести их в
правильном направлении . У компании должна быть корпоративная религия, и  топ
менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее
культуру и цели сотрудникам. - пишет Йеспер  Кунде, автор нашумевшей книги
«Корпоративная религия».  – Во многих компаниях еще главным считается
развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат  не может
внушить веру в продукт покупателям.. Только организация,  движущаяся
целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными
ценностями, дифференцирующими бренды. Недостаточно просто нанимать людей
за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям
компании».   
В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать  указаниями,
штатным  расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А  прямые
высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как
нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И 
косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми.
Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу
административно-командная система, где  руководитель не замечает достижений
своих сотрудников и не оценивает их труд  по достоинству. Бессмысленно потому,
что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь
могут только люди.
 Авторы популярной книги  «Бизнес в стиле фанк» Кьелл А.Нордстрем, Йонас
Риддерстрале, считают: «Настала эпоха, в  которой все решает талант и время.
Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и
времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени.
Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно
покидает офис в 5 часов. В результате лидерство и умение руководить людьми
становится ключом к конкурентному преимуществу. Это то, что вас выделит из
толпы.  То как вы привлекаете,  удерживаете и мотивируете ваших сотрудников,
важнее технологий». 
 Лариса Винникова – директор консалтинговой  фирмы  «Контакт», преподаватель курса «Брендинг» факультета рекламы ЮРГИ, написать автору:  www. g-contact.ru 

 

Тест: Вы лидер или менеджер?

 (автор теста Манфред Ке де Ври, университет INSEAD , Франция)

 Что полнее соответствует вашему мировоззрению в управлении компанией  (подразделением компании)?

                                                                А                                           Б
  -Я больше сосредоточен на        настоящем                          будущем
  - Я больше думаю                        стабильности                     переменах
   -Я строю планы                           краткосрочные                   долгосрочные
-Чтобы сделать свою                  инструкции                         вдохновение
работу я использую
   -Мои цели основаны                   насущих потребностях      «внутреннем театре»
  - Мое положение основано         на  власти                             харизме
   -В работе с другими я                 контролирую                       поручаю
  - Мое общение характеризуется   сложностью                       простотой
  - При принятии решений я
    обычно прибегаю к                     логике                                  интуиции
   - Главные вопросы                       корпоративные        социальные и корпоративные
    -Я всегда спрашиваю                  почему?                                что, как?   

Если больше ответов расположено в колонке  Б – Вы лидер,
Если в А , скорее Вы менеджер.  Если Вы часто не могли  выбрать между двумя вариантами, вы в равной степени относитесь к той и другой категории.
Такое положение может привести к высокой эффективности.