Мы вконтакте

Подводные камни целеполагания

На тему  о том, как правильно поставить цель написано немало статей и книг. Самое  известное  руководство - критерии SMART,  гласит о том,  что цель должна быть специфична, измеряема, реальна, достижима и определена во времени.  Однако довольно часто, достигая намеченной цели, потратив на это уйму времени и сил, люди испытывают разочарование.  Эта статья посвящена скрытым механизмам, которые вмешаются в процесс целеполагания и являются причиной неэффективности и разочарования.

Цели: истинные или мнимые?
 Первый  камень преткновения в искусстве достижения цели – сам человек – его пребывание состоянии  «слияния с самим собой», которое выражается в таких фразах: «не знаю точно, что хочу; не знаю  хочу или нет; вроде бы  хочу, но в принципе могу и отказаться». Человек ощущает  неудовлетворение, но  не может двигаться вперед, он  как бы «зависает» в ситуации.  В таких случаях, на вопрос, так что  ты хочешь? - часто отвечают:  «Хочу другого, но не знаю чего. А как мне узнать хочу я этого или нет, мое это или не мое, я же не пробовал?».
  Однако  если жизнь настойчиво требует своего,  человек вынужден принять решение и поставить перед собой какую-то цель, к примеру сменить работу.  Принятие решения в таких случаях будет происходит примерно так: «Я  буду  менять работу!», - говорит  вслух человек, а про себя он думает: «Ведь товарищ тоже сменил, и теперь на новом месте зарабатывает вон сколько денег, поэтому и я  сделаю то же самое!». Если выбранная  таким способом цель  будет  даже подвергаться стандартной обработке, типа SMART,  счастья она не прибавит.(Если вообще будет достигнута.) Как бы рационально мы не просчитывали все шаги по достижению цели, как бы не казались нам  убедительны доводы чужого успеха, такая цель – иллюзия. Магия достижения цели  не в логических стратегиях, а в понимании самого себя, в вере в самого себя, в силе желания достичь заветной цели. Но когда  человек не может  опираться на самого себя,  когда он сам себе не очень понятен, он  всегда ищет опору  во вне.  Довольно часто такой опорой оказываются мнения, советы,  примеры родных, друзей, знакомых.  В практике приходилось видеть людей, которые сетовали на будничность, серость жизни и раздражительность, но как выяснялось позже, в душе каждого из них жила грусть по поводу несбывшихся надеж и мечтаний.   «Я всю жизнь так и  вижу во сне,  что летаю на самолете», -  как-то сказал  40 – летний знакомый, - «в жизни довольствуюсь баранкой автомобиля».  Поэтому полагаться  на советы других в выборе цели – это второй  камень преткновения  целеполагания.
Бывает  вариант,  когда  человек делает выбор в пользу не своей  цели, потому что он живет в отношениях: «Я – это ты, ты – это я». Тогда:  « Ради тебя, любимый, я буду сидеть дома и позабуду, что я хороший специалист» или «Я  потомок известной  династии и должен продолжать дело отцов».
Третий вариант истории «про других» – это социальные стереотипы, которые настойчиво звучат в голове примерно так: «Сейчас все зарабатывают на продажах»,  или «Сейчас это самая модная практика»  и т.п. Потребность «быть как все» управляет процессом выбора цели,  берет она  начало в  идеологии коллективизма, поэтому неслучайно русский бизнес напоминает стадо гусей. Если на Западе изобретают нечто отличное, и называют это позиционированием, то наши продукты: «двое из ларца – одинаковы с лица». Клоны можно увидеть на любом рынке.
Третий камень преткновения  достижения целей – неспособность видеть реальный  мир, потому что есть привычка  приписывать миру свои собственные черты. В таких случаях человек любит говорить фразы типа: «Уж я-то знаю….»  С этой субъективной  позиции видения мира и строится цель, реальность игнорируется.  В бизнесе это может выглядеть так: произвели продукцию, а потом думают,  кому же это можно продать?         
Четвертый камень – пребывание не в настоящем – либо в прошлом, либо в будущем. В  «настоящем» человека  всегда присутствует  опыт прошлого и мечты из будущего. И человек в мыслях может «пребывать все время в прошлом», либо в будущем, забывая про то,  что настоящая жизнь – в здесь и сейчас.  В первом   варианте он живет  страхами  из прошлого и негативный опыт прошлого ограничивает его воображение, действия, желания. И человек, меряя сегодняшний день старыми рамками,  отказывается от  возможностей. Во втором варианте он постоянно витает в облаках, каждый раз зарекается начать с понедельника,  но так ничего и не делает.

Когда еще не работают западные системы

 Нередко случается видеть людей, которые неоднократно  побывали на одних и тех же тренингах по целям или уверенному поведению, а воз и ныне там.– Почему одним тренинги помогают, а другим нет?  Прежде всего,  потому, что представление о целях   и видах психологических услуг у многих людей нет и все свои невзгоды многие люди сводят к одному – не умею ставить цели, неуверен в себе. На самом деле причины неудач иные и тренинги таким людям не могут помочь по определению.  
 Нужно сказать,  что психологические  групповые работы бывают разных форматов и выполняют разные цели:  целью психотерапевтических групп является  коррекция  поведения и  оказание помощи  в решении  душевных проблем,  а целью  тренинговых групп - овладение новыми поведенческими навыками. Тренинги учат как правильно поставить цель, но не решают таких проблем как  слияние с собой или с другим, описанных выше. Бессмысленно изучать систему SMART, когда выбор осуществляется только по принципу «я – должен».  

Что помогает

  Истины, описанные в книгах западных авторов:

SMART – анализ цели с точки зрения каждого критерия: цель должна быть специфична, измеряема, реальна, достижима, и определена во времени.

Принцип Паретто 80/20 – определите  среди всех  направлений  20%  деятельности, которые приносят 80% успеха и развивайте именно эти направления.

 Визуализация цели – попробуйте увидеть свое будущее, представляйте свой успех, почувствуйте себя в конечной цели.

 Впишите свою цель в контекст жизни – ничего не бывает вне контекста, все мы части каких то систем (семейных, социальных, экономических, политических) – рассмотрите все, что может быть связано с вашей целью, начиная от отношений с близкими до взаимодействия с большими системами, например с потребностями рынка, если вы хотите выпускать новую продукцию. 

Но самое главное запомните, как бы вы не старались «рихтовать» ваши цели по описанным выше или другим методикам, они  либо не будут достигнуты, либо  не принесут удовлетворения,  если вы 1. плохо слышите себя, свои желания и чувства, 2. зависимы от мнения окружающих  3. не замечаете, не слышите  окружающий мир, наполняя его своими чертами, фантазиями  4. ваша жизнь – как  испорченная пластинка,  как «день сурка» или одна и та же  пьеса, у которой нет конца. 
 

Лариса Винникова, директор  психологического центра Гештальт консалтинговой группы «Контакт».